№
|
Цитата
|
Комментарий
|
Примеры
|
1
|
В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те
способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л. В. Успенский
|
Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по
себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно
связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной
законченностью.
|
Лексическое и грамматическое явления.
|
2
|
Один словарный состав без грамматики ещё не составляет
языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее
значение.
Л. В. Успенский
|
Слово называет предметы и явления действительности,
обозначает признаки и действия. Грамматика
изучает строй языка и его законы.
Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам
грамматики.
|
Лексическое и грамматическое явления.
|
3
|
Точность слова является не только требованием стиля,
требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла. К. А. Федин
|
Точность – такое качество речи, которое требует от
говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия
слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических
норм.
|
Лексическое и грамматическое явления,
изобразительно-выразительные средства языка.
|
4
|
Сходство между наклонением условным и повелительным
состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное,
то есть представляемое существующим только в мысли говорящего. А. А. Потебня
|
Один и тот же глагол можно употребить в форме
изъявительного, условного и повелительного наклонения.
Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие,
которое происходило, происходит или будут происходить.
Глагол в форме условного наклонения обозначает действие,
которое может произойти только при определённых условиях, а также может
выражать пожелание, чтобы действие совершилось.
Глагол в форме повелительного наклонения обозначает
действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может
быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета.
Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов обозначают действия,
предполагаемые в реальности.
|
Употребление глаголов в условном и повелительном
наклонениях.
|
5
|
Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте;
поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и
грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин
|
Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из
слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил,
позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные
по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных
правил, являются средством выражения мысли.
|
Лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы.
|
6
|
Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы
передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в
такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев. Литературная энциклопедия
|
Во время диалога происходит непосредственный обмен
высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Тема общения характеризует литературный персонаж с той или
иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).
При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические
особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов
и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения
(вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также
является средством характеристики персонажей.
|
Содержание и структура реплик участников диалога.
|
7
|
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не
нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский
|
Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью
слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика,
слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.),
стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи.
|
Лексические явления, изобразительно-выразительные средства
языка.
|
8
|
К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом:
насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и
чувств различные языковые единицы? Б.
Н. Головин
|
Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово,
словосочетание и предложение.
Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в
тексте свои мысли и чувства.
|
Использование языковых единиц.
|
9
|
Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова,
чтобы выразить любую мысль о любом предмете. Л. В. Успенский
|
В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое
значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то
представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически,
они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность.
|
Лексическое и грамматическое явления.
|
10
|
Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего
внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. И. А. Гончаров
|
В речи человека находит своё выражение его индивидуальный
жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и
выражения помогают понять характер
говорящего / пишущего.
|
Лексическое и грамматическое явления,
изобразительно-выразительные средства языка.
|
11
|
Придание образности словам постоянно совершенствуется в
современной речи посредством эпитетов.
А. А. Зеленецкий
|
Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления
или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного).
Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки
предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет,
величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому,
выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.
|
Использование эпитетов.
|
12
|
Читатель проникает в мир образов художественного
произведения через его речевую ткань. М.
Н. Кожина
|
Труд читателя заключается в общении с писателем, при
котором художественный текст становится понятным во всей своей
многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения
помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок
автора, проникнуть в мир образов его героев.
|
Лексические явления,
изобразительно-выразительные средства языка.
|
13
|
Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово
способно объединяться с другими словами, включаться в предложение.
И. И. Постникова
|
Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и
грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и
включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего
(пишущего).
|
Лексическое и грамматическое явления.
|
14
|
Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители.
Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия
которых существование местоимений «обесценено». А. А. Реформатский
|
Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или
их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти
предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными
(местоимениями). Основная их функция –
быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения
понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения
в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.
|
Использование местоимений в тексте.
|
15
|
Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль –
функцию общения? Это синтаксис. А. А.
Реформатский
|
Функция общения заключается во взаимном обмене
высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица
сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с
синтаксическими нормами.
|
Содержание и структура предложений (члены
предложения, обращения, вводные слова
и конструкции, виды придаточных
предложений, предложения с чужой речью и др.).
|
16
|
Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в
письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё
определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова
|
Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить
мысли и чувства, а читающему – понять их.
В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки
выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на
смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического
строения и ритмомелодики.
|
Функции знаков препинания.
|
17
|
Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к
мысли. Н. Шамфор
|
Всякая мысль связана с ее языковым выражением, делающим
возможным существование мысли. Писатель при помощи точно подобранных слов,
связанных грамматически, передаёт свои мысли, чувства и эмоции, представления
о жизни. Воспринимая написанное, читатель понимает коммуникативный и
эстетический замысел автора.
|
Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные
средства языка.
|
18
|
Выразительность – это свойство сказанного или написанного
своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на
него сильное впечатление. А. И. Горшков
|
Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей
лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и
фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений.
|
Изобразительно-выразительные средства языка.
|
19
|
Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается
некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Б. В. Шергин
|
Письменная речь – это речь зафиксированная, графически
оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной
речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки
препинания. Средства письменной речи:
- звучание слов передаётся с помощью букв,
- интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,
- абзацный отступ, который помогает регулировать читательское
восприятие,
- различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание
читателя на определённую часть текста.
|
Функции знаков препинания (многоточия, вопросительного и
восклицательного знаков).
|
20
|
Способность слова связываться с другими словами
проявляется в словосочетании. И. И.
Постникова
|
Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных
между собой по смыслу и грамматически, называется словосочетанием. Связь
между словами выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами,
интонацией.
Способы подчинительной связи: согласование, управление и
примыкание.
|
Способы связи слов и их выражение в словосочетаниях.
|
21
|
Языком человек не
только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Георг фон Габеленц
|
Мысль выражается средствами языка в речи во всем ее
составе, в том числе и в ее структуре. Благодаря языку человек может
передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем
думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон.
|
Лексическое и грамматическое явления,
изобразительно-выразительные средства языка.
|
22
|
Вернейший способ узнать человека – его умственное
развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он
говорит.
Д. С. Лихачёв
|
Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит
важнейшим средством общения людей. Он
образует органическое единство с мышлением, поэтому может
свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере
человека.
|
Лексическое и грамматическое явления,
изобразительно-выразительные средства языка.
|
23
|
Художественный текст заставляет обратить внимание не
только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано. Е. В. Джанджакова
|
При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими,
словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для
восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и
разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано).
|
Лексическое и грамматическое явления,
изобразительно-выразительные средства языка.
|
24
|
Художник мыслит образами, он рисует, показывает,
изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.
Г. Я. Солганик
|
Притягательная сила художественного слова – в его
образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы
будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с
помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных
средств.
|
Лексические явления, изобразительно-выразительные средства
|
25
|
Правила синтаксиса определяют логические отношения между
словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о
его образе жизни. Н.Г. Чернышевский
|
Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели
исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но
для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала,
необходимо установление логической связи между словами при построении
предложений.
|
Лексическое и грамматическое явления.
|
26
|
Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв
обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и
открывается в его мыслях, чувствах. И.
Н. Горелов
|
Язык заключает в
себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного
употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова,
связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно
передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.
|
Лексическое и грамматическое явления,
изобразительно-выразительные средства языка.
|
27
|
Я понял, что человек может знать великое множество слов,
может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в
предложении. Всему этому учит нас грамматика. М.Исаковский
|
Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата
его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и
применение их на практике – в устной и письменной речи.
Разделами грамматики являются морфология, изучающая формы
слов и их грамматические функции, и синтаксис, изучающий способы соединения
слов в словосочетания и предложения. На основе грамматики разработаны
орфография и пунктуация.
|
Лексическое и грамматическое явления, обоснование орфограммы.
|
28
|
Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы:
звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает
своё место в системе, каждая выполняет свою работу.
М. В. Панов
|
Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная
система языковых единиц. Каждая из них имеет разное назначение, строение,
сочетаемость и место в системе языка. Язык дает нам возможность понять друг
друга, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие
человеческого общества.
|
Употребление языковых единиц
|
29
|
Русский язык… богат глаголами и существительными,
разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей.
Л. Н. Толстой
|
Человека окружают предметы, для называния которых в языке
есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют
предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи
способны связываться в словосочетания
и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств
пишущего / говорящего.
|
Употребление форм имени существительного и глагола.
|
30
|
Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а
грамматика – как они думают.
Г. В. Степанов
|
Лексическое значение слова помогает понять смысл
высказывания, а грамматика позволяет
связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль.
|
Лексическое и грамматическое явления.
|
31
|
Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем
себя и вещи. Поль Рикёр
|
Язык - универсальный материал, который используется людьми
при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные
предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих
строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством
выражения мысли.
|
Лексическое и грамматическое явления.
|
32
|
Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто
пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них
привычны и знакомы с детства. Из
учебника русского языка
|
В словарном составе современного русского языка существуют
обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся единиц.
Это фразеологизмы. Образный, метафорический характер фразеологических единиц
позволяет широко использовать их в неизменном виде как одно из важнейших
средств для создания экспрессивности, выразительности текста.
|
Употребление фразеологизмов в тексте.
|
33
|
Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что
человек умеет. А. А. Мирошниченко
|
Язык – это система правил, законов. Изучая эти законы,
усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке.
Речь – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет,
читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык –
это теория, а речь – применение теории на практике.
|
Лексическое и грамматическое явления.
|
34
|
Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка –
устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и
письменной речью. А. А. Мирошниченко
|
Устная речь – звучащая, произносимая,
неподготовленная. Для неё характерны
повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые
и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При
восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса,
жесты, мимика говорящего.
Письменная речь –
написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е.
соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные
развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами,
вводными словами и др.).
|
Лексическое и грамматическое явления.
|
35
|
Русский язык… обладает всеми средствами для выражения
самых тонких ощущений и оттенков мысли. В.
Г. Короленко
|
Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать
чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование
таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют
поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя
|
Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные
средства языка.
|
36
|
Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой
принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую
особенность оформления текста. Н. С.
Валгина
|
Абзац - это часть текста между двумя отступами, или
красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи
различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е.
выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения
композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой,
так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с
функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической
окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность
оформления текста.
|
Функции абзаца.
|