Выразительные средства лексики и фразеологии
В лексике и фразеологии
основным средством выразительности являются тропы (в пер.
с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные
средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К
основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение,
метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.
Помимо тропов, средствами языковой
выразительности в лексике и фразеологии могут являться:
— синонимы, антонимы, омонимы,
паронимы;
— фразеологизмы;
— стилистически окрашенная лексика и
лексика ограниченного употребления.
Названные языковые явления (условно они
могут быть названы неспециальными лексическими изобразительно-выразительными
средствами языка) становятся средствами выразительности лишь в конкретном
тексте, где они используются с целью усилить яркость изображаемого и силу его
воздействия на адресата.
Специальные лексические
изобразительно-выразительные средства языка (тропы)
Эпитет
(в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное
определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом
явлении. От простого определения эпитет отличается художественной
выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные»
определения, которые чаще всего выражаются прилагательными: грустно-сиротеющая
земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой
(И. А. Бунин). Эпитеты могут также выражаться:
— существительными,
выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную
характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля;
Поэт — это лира, а не только няня своей души
(М. Горький);
— наречиями, выступающими в
роли обстоятельств:
На севере диком стоит одиноко...(М.
Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру
(К. Г. Паустовский);
— деепричастиями: волны несутся
гремя и сверкая;
— местоимениями, выражающими
превосходную степень того или иного состояния человеческой души:
Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);
|
— причастиями и
причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают
лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление...
борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет
других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е.
Салтыков-Щедрин).
Создание образных эпитетов обычно связано с
употреблением слов в переносном значении. С точки зрения типа переносного
значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на метафорические
(в их основе лежит метафорическое переносное значение: тучка золотая,
бездонное небо, сиреневый туман) и метонимические (в их основе
лежит метонимическое переносное значение: замшевая походка
(В. В. Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым
веселым языком (С. А. Есенин)).
С генетической точки зрения эпитеты делятся
на общеязыковые (гробовое молчание, свинцовые волны), индивидуально-авторские
(немой покой (И. А. Бунин), умильная прелесть
(Ф. И. Тютчев), кудрявый сумрак (С. А. Есенин))
и народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, буйный
ветер, добрый молодец).
Эпитет может вбирать в себя свойства многих
тропов. Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с
олицетворением ...туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей
землею (Ф. И. Тютчев), гиперболой (Уже знает Осень, что такой Глубокий
и немой покой — Предвестник долгого ненастья
(И. А. Бунин)) и другими тропами и фигурами.
Роль эпитетов в тексте
Все эпитеты как яркие,
«озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов
изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных
признаков.
Помимо этого, эпитеты могут:
— усиливать, подчеркивать какие-либо
характерные признаки предметов:
Меж скал блуждая, желтый луч
В пещеру дикую прокрался
И гладкий череп озарил... (М. Ю. Лермонтов);
|
— уточнять отличительные
признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);
|
— создавать контрастные
по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая
роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень
(Е. А. Баратынский);
— передавать отношение автора к
изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления:
...Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев); И слово вещее мы
ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим
(С. Н. Сергеев-Ценский); Что же значит это улыбающееся, благословляющее
небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)
|
В зависимости от того,
как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные
и выразительные (лирические).
Изобразительные эпитеты выделяют
существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моря голубом»,
«на мертвом небе» и т. п.).
В выразительных (лирических)
эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению
(«мелькают образы безумные людей», «томительная ночи повесть»).
Примечание. Следует иметь в виду, что указанное
деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют
эмоционально-оценочное значение.
Внимание! Эпитеты широко используются в
художественном и публицистическом, а также в разговорном и
научно-популярном стилях речи.
Сравнение —
это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или
понятия с другим.
В отличие от метафоры сравнение всегда
двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака,
действия).
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)
|
Сравнения выражаются
различными способами:
— формой творительного падежа
существительных:
Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость отшумела (А. В. Кольцов);
|
— формой сравнительной
степени прилагательного или наречия:
Эти глаза зеленее моря и кипарисов
наших темнее (А. Ахматова);
— сравнительными оборотами с союзами как,
словно, будто, как будто и др.:
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);
|
— при помощи слов подобный,
похожий, это:
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А. Ахматова);
|
— при помощи
сравнительных придаточных предложений:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (С. А. Есенин)
|
Сравнения могут быть прямыми
и отрицательными. Отрицательные сравнения особенно характерны для устной
народной поэзии и могут служить способом стилизации текста:
То не конский топ,
Не людская молвь... (А. С. Пушкин)
|
Особый тип сравнения
представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть
построены целые тексты (например, стихотворение Ф. И. Тютчева «Как над горячею
золой...»).
Роль сравнений в тексте
Сравнения, как и
эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и
образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения,
подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или
явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.
Мне, дружок мой, нравится, когда слово плавится
И когда оно поет, жаром строчку обдает,
Чтоб слова от слов зарделись,
Чтоб они, идя в полет,
Вились, бились, чтобы пелись,
Чтобы елись, будто мед (А. А. Прокофьев);
|
В каждой душе словно
живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда,
погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ...
Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет.
(М. М. Пришвин)
|
Внимание! Сравнения как средства языковой
выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но
и в публицистических, разговорных, научных.
Метафора (в пер.
с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в
переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по
какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что
сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что
создает компактность и образность употребления слова.
В основу метафоры может быть положено сходство
предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад
звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
Все метафоры делятся на две группы:
1) общеязыковые («стертые»): золотые
руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
2) художественные
(индивидуально-авторские, поэтические):
И меркнет звезд алмазный трепет
В безбольном холоде зари (М. Волошин);
Пустых небес прозрачное стекло (A.
Ахматова);
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
|
Роль метафор в тексте
Метафора является
одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности
текста.
Через метафорическое значение слов и
словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность
изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или
явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного
ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего
быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это
признак таланта» (Аристотель)). Метафоры служат важным средством выражения
авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений («Мне
душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы!»
(А. П. Чехов))
|
Внимание! Помимо художественного и публицистического
стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля («озоновая
дыра», «электронное облако» и др.).
Олицетворение —
это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на
явления природы, предметы и понятия.
Чаще всего олицетворения используются при
описании природы:
Катясь чрез сонные долины,
Туманы сонные легли,
И только топот лошадиный,
Звуча, теряется вдали.
Погас, бледнея, день осенний,
Свернув душистые листы,
Вкушают сон без сновидений
Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)
|
Реже олицетворения
связаны с предметным миром:
Роль олицетворений в тексте
Олицетворения служат
для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления
передаваемых мыслей и чувств.
|
Внимание! Олицетворение как выразительное средство
используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и
научном (рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то
зашевелилось в экономике).
Вопросы теории (9)
Задание C2-1. Функции тире
В таблице дана классификация функций тире и примеры, иллюстрирующие данные функции. Материал может быть использован для написания сочинения на лингвистическую тему.
Синонимичные словосочетания
Ресурс содержит теоретические сведения о способах связи слов в словосочетании, рекомендации для выполнения заданий в формате ГИА.
ГИА. Русский язык 9 класс. Материалы для подготовки к экзамену
Изложение Тест-онлайн. Демо 2012 Тест №1.ГИА 2012. Автор Захарьина Е. А. Тест №2. ГИА 2012. Автор Захарьина Е. А. Фонетика. А4 Варианты заданий А2, А3, В1, В2 Лексика. А2, А3, В1, В2, С2.1 Морфемика и словообразование Гласные и согласные в корне слова. А5 Чередующиеся гласные в корне слова. А5 Гласные после шипящих и Ц. А5 Правописание приставок. А6 Правописание суффиксов. А7 В1 В2 В3, В6 В3, В4, В5. Простое предложение, пунктуация в нём В4. Однородные члены предложения В4. Обособленные члены предложения В5. Вводные конструкции, обращения, уточняющие члены предложения
Календарь |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|