Выразительные средства лексики и фразеологии
В лексике и фразеологии
основным средством выразительности являются тропы (в пер.
с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные
средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К
основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение,
метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.
Помимо тропов, средствами языковой
выразительности в лексике и фразеологии могут являться:
— синонимы, антонимы, омонимы,
паронимы;
— фразеологизмы;
— стилистически окрашенная лексика и
лексика ограниченного употребления.
Названные языковые явления (условно они
могут быть названы неспециальными лексическими изобразительно-выразительными
средствами языка) становятся средствами выразительности лишь в конкретном
тексте, где они используются с целью усилить яркость изображаемого и силу его
воздействия на адресата.
Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)
Эпитет
(в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное
определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом
явлении. От простого определения эпитет отличается художественной
выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные»
определения, которые чаще всего выражаются прилагательными: грустно-сиротеющая
земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой
(И. А. Бунин). Эпитеты могут также выражаться:
— существительными,
выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную
характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля;
Поэт — это лира, а не только няня своей души
(М. Горький);
— наречиями, выступающими в
роли обстоятельств:
На севере диком стоит одиноко...(М.
Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру
(К. Г. Паустовский);
— деепричастиями: волны несутся
гремя и сверкая;
— местоимениями, выражающими
превосходную степень того или иного состояния человеческой души:
Ведь были схватки боевые, |
— причастиями и
причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают
лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление...
борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет
других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е.
Салтыков-Щедрин).
Создание образных эпитетов обычно связано с
употреблением слов в переносном значении. С точки зрения типа переносного
значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на метафорические
(в их основе лежит метафорическое переносное значение: тучка золотая,
бездонное небо, сиреневый туман) и метонимические (в их основе
лежит метонимическое переносное значение: замшевая походка
(В. В. Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым
веселым языком (С. А. Есенин)).
С генетической точки зрения эпитеты делятся
на общеязыковые (гробовое молчание, свинцовые волны), индивидуально-авторские
(немой покой (И. А. Бунин), умильная прелесть
(Ф. И. Тютчев), кудрявый сумрак (С. А. Есенин))
и народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, буйный
ветер, добрый молодец).
Эпитет может вбирать в себя свойства многих
тропов. Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с
олицетворением ...туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей
землею (Ф. И. Тютчев), гиперболой (Уже знает Осень, что такой Глубокий
и немой покой — Предвестник долгого ненастья
(И. А. Бунин)) и другими тропами и фигурами.
Роль эпитетов в тексте Все эпитеты как яркие,
«озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов
изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных
признаков.
— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):
— создавать контрастные
по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая
роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень
(Е. А. Баратынский); |
В зависимости от того,
как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные
и выразительные (лирические).
Изобразительные эпитеты выделяют
существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моря голубом»,
«на мертвом небе» и т. п.).
В выразительных (лирических)
эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению
(«мелькают образы безумные людей», «томительная ночи повесть»).
Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.
Внимание! Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.
Сравнение —
это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или
понятия с другим.
В отличие от метафоры сравнение всегда
двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака,
действия).
Горят аулы, нет у них защиты. |
Сравнения выражаются
различными способами:
— формой творительного падежа
существительных:
Соловьем залетным |
— формой сравнительной
степени прилагательного или наречия:
Эти глаза зеленее моря и кипарисов
наших темнее (А. Ахматова);
— сравнительными оборотами с союзами как,
словно, будто, как будто и др.:
Как хищный зверь, в смиренную обитель |
— при помощи слов подобный, похожий, это:
На глаза осторожной кошки |
— при помощи сравнительных придаточных предложений:
Закружилась листва золотая |
Сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Отрицательные сравнения особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста:
То не конский топ, |
Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые тексты (например, стихотворение Ф. И. Тютчева «Как над горячею золой...»).
Роль сравнений в тексте Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.
В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ... Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин) |
Внимание! Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных.
Метафора (в пер.
с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в
переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по
какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что
сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что
создает компактность и образность употребления слова.
В основу метафоры может быть положено сходство
предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад
звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
Все метафоры делятся на две группы:
1) общеязыковые («стертые»): золотые
руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
2) художественные
(индивидуально-авторские, поэтические):
И меркнет звезд алмазный трепет Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова); И очи синие, бездонные |
Роль метафор в тексте Метафора является
одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности
текста. |
Внимание! Помимо художественного и публицистического стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля («озоновая дыра», «электронное облако» и др.).
Олицетворение —
это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на
явления природы, предметы и понятия.
Чаще всего олицетворения используются при
описании природы:
Катясь чрез сонные долины, |
Реже олицетворения связаны с предметным миром:
Роль олицетворений в тексте Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств. |
Внимание! Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном (рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике).
Вопросы теории (9)

В таблице систематизирован теоретический материал о функциях запятых в простых и сложных предложениях.

В таблице дана классификация функций тире и примеры, иллюстрирующие данные функции. Материал может быть использован для написания сочинения на лингвистическую тему.

Задание В2. Орфограммы-гласные
В таблице систематизирован теоретический материал по теме «Орфограммы-гласные в корне слова».

Задание В2. Орфограммы-согласные
Таблица для выполнения заданий типа В2 в формате ГИА по теме «Орфограммы-согласные».

Задание В3. Орфограммы в приставках
В таблице систематизирован теоретический материал для выполнения заданий типа В3 по теме «Орфограммы в приставках».

Задание В4. Н и НН в причастиях
Таблица-помощник для выполнения заданий типа В4 в формате ГИА по теме «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

Задание В4. Суффиксы в прилагательных
Таблица-помощник для выполнения заданий в формате ГИА по теме «Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных».

Ресурс содержит теоретические сведения о способах связи слов в словосочетании, рекомендации для выполнения заданий в формате ГИА.
ГИА. Русский язык 9 класс. Материалы для подготовки к экзамену
Изложение
Тест-онлайн. Демо 2012
Тест №1.ГИА 2012. Автор Захарьина Е. А.
Тест №2. ГИА 2012. Автор Захарьина Е. А.
Фонетика. А4
Варианты заданий А2, А3, В1, В2
Лексика. А2, А3, В1, В2, С2.1
Морфемика и словообразование
Гласные и согласные в корне слова. А5
Чередующиеся гласные в корне слова. А5
Гласные после шипящих и Ц. А5
Правописание приставок. А6
Правописание суффиксов. А7
В1
В2
В3, В6
В3, В4, В5. Простое предложение, пунктуация в нём
В4. Однородные члены предложения
В4. Обособленные члены предложения
В5. Вводные конструкции, обращения, уточняющие члены предложения
Поиск |
Календарь |
Архив записей |
Друзья сайта |
|