Четверг, 25.04.2024, 11:14
Гусева Людмила Николаевна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №920
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Выразительные средства лексики и фразеологии

      В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.
      Помимо тропов, средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться:
      — синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
      — фразеологизмы;
      — стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления.
      Названные языковые явления (условно они могут быть названы неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка) становятся средствами выразительности лишь в конкретном тексте, где они используются с целью усилить яркость изображаемого и силу его воздействия на адресата.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

      Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
      К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными: грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин). Эпитеты могут также выражаться:
      — существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);
      — наречиями, выступающими в роли обстоятельств:
      На севере диком стоит одиноко...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
      — деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;
      — местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

      — причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
      Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение: тучка золотая, бездонное небо, сиреневый туман) и метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение: замшевая походка (В. В. Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин)).
      С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые (гробовое молчание, свинцовые волны), индивидуально-авторские (немой покой (И. А. Бунин), умильная прелесть (Ф. И. Тютчев), кудрявый сумрак (С. А. Есенин)) и народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, буйный ветер, добрый молодец).
      Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов. Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением ...туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею (Ф. И. Тютчев), гиперболой (Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин)) и другими тропами и фигурами.

Роль эпитетов в тексте

      Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.
      Помимо этого, эпитеты могут:
      — усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:

Меж скал блуждая, желтый луч
В пещеру дикую прокрался
И гладкий череп озарил... (М. Ю. Лермонтов);

      — уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);

      — создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский);
      — передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: ...Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев); И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский); Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)

      В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические).
      Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моря голубом», «на мертвом небе» и т. п.).
      В выразительных (лирических) эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению («мелькают образы безумные людей», «томительная ночи повесть»).

Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.

Внимание! Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

 

 

      Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
      В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

      Сравнения выражаются различными способами:
      — формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость отшумела (А. В. Кольцов);

      — формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
      Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
      — сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);

      — при помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки
Похожи
твои глаза (А. Ахматова);

      — при помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (С. А. Есенин)

      Сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Отрицательные сравнения особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста:

То не конский топ,
Не людская молвь... (А. С. Пушкин)

      Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые тексты (например, стихотворение Ф. И. Тютчева «Как над горячею золой...»).

Роль сравнений в тексте

      Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Мне, дружок мой, нравится, когда слово плавится
И когда оно поет, жаром строчку обдает,
Чтоб слова от слов зарделись,
Чтоб они, идя в полет,
Вились, бились, чтобы пелись,
Чтобы елись, будто мед (А. А. Прокофьев);

      В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ... Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин)

Внимание! Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных.

      Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова.
      В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
      Все метафоры делятся на две группы:
      1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
      2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет
В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

 

Роль метафор в тексте

      Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.
      Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта» (Аристотель)). Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений («Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы!» (А. П. Чехов))

Внимание! Помимо художественного и публицистического стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля («озоновая дыра», «электронное облако» и др.).

      Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
      Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины,
Туманы сонные легли,
И только топот лошадиный,
Звуча, теряется вдали.
Погас, бледнея, день осенний,
Свернув душистые листы,
Вкушают сон без сновидений
Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)

      Реже олицетворения связаны с предметным миром:

Роль олицетворений в тексте

      Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

Внимание! Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном (рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике).

 

 

 

 
 

Вопросы теории (9)

Значок

Задание C2-1. Функции двоеточия

Таблица-помощник для написания сочинения о функциях двоеточия.

Значок

Задание C2-1. Функции запятых

В таблице систематизирован теоретический материал о функциях запятых в простых и сложных предложениях.

Значок

Задание C2-1. Функции тире

В таблице дана классификация функций тире и примеры, иллюстрирующие данные функции. Материал может быть использован для написания сочинения на лингвистическую тему.

 

Значок

Задание В2. Орфограммы-гласные

В таблице систематизирован теоретический материал по теме «Орфограммы-гласные в корне слова».

Значок

Задание В2. Орфограммы-согласные

Таблица для выполнения заданий типа В2 в формате ГИА по теме «Орфограммы-согласные».

Значок

Задание В3. Орфограммы в приставках

В таблице систематизирован теоретический материал для выполнения заданий типа В3 по теме «Орфограммы в приставках».

Значок

Задание В4. Н и НН в причастиях

Таблица-помощник для выполнения заданий типа В4 в формате ГИА по теме «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

Значок

Задание В4. Суффиксы в прилагательных

Таблица-помощник для выполнения заданий в формате ГИА по теме «Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных».

Значок

Синонимичные словосочетания

Ресурс содержит теоретические сведения о способах связи слов в словосочетании, рекомендации для выполнения заданий в формате ГИА.

 

ГИА. Русский язык 9 класс. Материалы для подготовки к экзамену



Изложение
Тест-онлайн. Демо 2012

Тест №1.ГИА 2012. Автор Захарьина Е. А.

Тест №2. ГИА 2012. Автор Захарьина Е. А.

Фонетика. А4

Варианты заданий А2, А3, В1, В2

Лексика. А2, А3, В1, В2, С2.1

Морфемика и словообразование

Гласные и согласные в корне слова. А5

Чередующиеся гласные в корне слова. А5

Гласные после шипящих и Ц. А5

Правописание приставок. А6

Правописание суффиксов. А7

В1

В2

В3, В6

В3, В4, В5. Простое предложение, пунктуация в нём

В4. Однородные члены предложения

В4. Обособленные члены предложения

В5. Вводные конструкции, обращения, уточняющие члены предложения

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz