Конспект открытого урока с использованием
информационно-коммуникационных технологий
Урок русского языка в 10 классе
Тема урока: «Виды сложноподчиненных предложений» (повторение)
Учитель: Гусева Людмила Николаевна
Технологии: создание презентации в Microsoft Power Point.
Оборудование урока: мультимедийная установка, СD с записью электронного урока, обучающие программы «Фраза», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
Аннотация:
Данный урок является одним из серии уроков в 10 классе, посвященных изучению сложноподчиненных предложений. На предыдущих уроках учитель знакомил с видами сложноподчиненных предложений, поэтому цель данного урока - повторить и проверить материал по теме . Традиционно на уроках русского языка в 9-11 классах повторяются ранее изученные орфограммы. Этот урок не является исключением, так как учащиеся повторяли правописание –н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях. Поэтому выбор темы для разработки электронного урока не случаен, он вызван необходимостью еще раз заострить внимание учащихся на данных правилах. Для лучшего усвоения материала были использованы различные методы и приемы, в том числе и информационно-коммуникационные технологии. Мультимедийная установка, компьютеры открывают большие возможности и для объяснения учащимся нового материала, и для закрепления, и просто для создания новой атмосферы на уроке. В результате применения ИКТ на уроках происходит взаимообмен с учащимися в области компьютерной грамотности, возникает психологическое сотрудничество и оказывается взаимопомощь, на протяжении всего урока удается сохранить работоспособность учащихся, развить у детей наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Это прекрасно было видно на данном уроке. Весь урок проходит под единой темой высказывания: «Патриотизм», что дает дополнительные возможности для развития речи учащихся, а это одно из направлений в преподавании русского языка.
На уроке в соответствии с современными требованиями применяются приемы и методы развивающего обучения; когда ребята, послушав высказывание президента РФ, должны самостоятельно сформулировать тему высказывания урока. Все занятие ставит перед собой строго определенную цель: подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому на уроке проведены различные виды разборов, с помощью компьютеров повторен материал
· «Виды сложноподчиненных предложений»,
· «-н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях».
Для этого были использованы обучающие программы «Фраза», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
Занятия
с использованием ИКТ не только усиливает интерес учащихся к предмету, помогают
развивать навыки работы на компьютере, но и повышают творческую фантазию и
воображение.
Цели урока :1) НАУЧИТЬСЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
2) ЗАКРЕПИТЬ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ;
3) ПОВТОРИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ –Н– И –НН– В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ;
4) УМЕТЬ УПОТРЕБЛЯТЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
План урока:
№ 1 Слайд №2 Слайд №3 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайды №10- 17 |
1)Вступительное слово учителя: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости урока! Сегодня у нас урок русского языка в компьютерном классе с применением информационно-компьютерных технологий на тему «Виды сложноподчиненных предложений». На прошлом уроке мы начали изучать эту тему, сегодня продолжим и закрепим. А какая же тема высказывания? Я думаю, ребята, вы догадаетесь сами. «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете…» В.В. Путин - Какое ключевое слово вы бы выделили? Ответы учащихся. -Да, правильно. Тема высказывания нашего урока – патриотизм. Что такое патриотизм? Ответы учащихся. -Словари дают следующее толкование данного слова: Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. Итак, цели нашего урока: 1) НАУЧИТЬСЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; 2) ЗАКРЕПИТЬ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ; 3) ПОВТОРИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ –Н– И –НН– В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ; 4) УМЕТЬ УПОТРЕБЛЯТЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. А тема высказывания - патриотизм. - В каких произведениях раскрывается эта тема? Ответы учащихся. -Все произведения С.Есенина – венок из песен, сплетенных Родине. Природа и Родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Не случайно сегодня на уроке мы будем анализировать предложения, взятые из стихотворений о родине. 2) Индивидуальная работа ( у доски) Синтаксический разбор предложения: Я пел тогда, когда был край мой болен. (С. Есенин) Фонетический разбор слова «патриотизм». -Итак, кто желает поработать у доски? (Вызываются учащиеся по желанию). 3)-А мы в это время вспомним о сложных предложениях, теоретическая разминка. -Что такое сложное предложение? СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ ( не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно - Какие виды сложных предложений вы знаете? Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. -Дайте определение сложносочиненному предложению.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМ называются такие сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. -Вспомните разряды сочинительных союзов. Соединительные, противительные, разделительные. -Какое предложение называется сложноподчиненным? СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМ называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая подчиненной – придаточной. -Перечислите виды СПП. Ответы учащихся. 4) Проверка синтаксического и фонетического разборов. 5) -Перед вами стихотворение известной поэтессы прошлого столетия. Что вы знаете о ее творчестве? Ответы учащихся.
-Действительно, Анна Ахматова очень любила свою Родину, многие стихотворения
посвящены Родине. Вот одно из них. (Выразительное чтение стихотворения)
|
№18 Слайды №19-20 Слайды №20-27 Слайд №28 |
-Ребята, скажите, пожалуйста, какие буквы пропущены в данном стихотворении? Какая это орфограмма? Ответы учащихся. -Да, действительно, это правописание –н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях. Работаем по четыре человека. Учащиеся нечетной парты рассказывают правописание –н- , а четной парты –нн- . Давайте проверим. (Просмотр 18 слайда). 6)- Сейчас учащиеся 1 варианта садятся за компьютеры и выполняют тест на данное правило.(Программа «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»)
7) Учащиеся 2 варианта выписывают из стихотворения А.Ахматовой словосочетания с отглагольными прилагательными и причастиями. После завершения работы консультант объявляет оценки, полученные за тест, выставляет в электронный журнал. 8) Тема торжества русской доблести, героизм русского народа, победителя и освободителя, ярко и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. (Просмотр отрывка из художественного фильма, снятого по произведению Л.Н.Толстого «Война и мир»). 9) Определим виды сложноподчиненных предложений. Желающие по-одному выходят к доске и анализируют предложения, а учащиеся 2 варианта работают за компьютером, выполняют тест (обучающая программа «Фраза» 9 класс, «Виды сложноподчиненных предложений») Я хочу, чтоб Родине моей Полюбил я седых журавлей Знаю я, что в той стране не будет
этих нив, златящихся во мгле. Я вернусь, когда раскинет ветви
по-весеннему наш белый сад. Закружилась листва золотая Каждый офицер знал, что он должен
делать в эту секунду. После завершения работы консультант объявляет оценки, полученные за тест, выставляет в электронный журнал. 10)-Итак, какие выводы вы можете сделать после проделанной работы? Ответы учащихся. 11)-С чего начинается любовь к большой Родине? Ответы учащихся. 12) - В заключение хочется прочитать такие строки: « Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины…» Делайте все возможное, чтобы наша Родина процветала и была самой лучшей. 13) Объявление оценок (показ на экране электронного журнала). |
|
14) Домашнее задание. - Выписать из стихотворений русских писателей о Родине сложноподчиненные предложения, определить вид. |