Среда, 24.04.2024, 01:45
Гусева Людмила Николаевна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №920
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сочинение ГИА  ( ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО СОЧИНЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ, ВКЛЮЧАЯ  ТЕМЫ, МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ)
http://qwertyui11.blogspot.ru/p/blog-page_21.html
               

Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают". Попробуем порассуждать на эту тему.
                Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора -- это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора "декабристы -- сердце русской истории". Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.
                Грамматика -- раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение "Саня". С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему -- приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.
                Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики -- как он относится к этому, как он думает.  



                    "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают", -- утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.
             Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди". Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: "Мы изучаем литературу!"
           Грамматика -- это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение -- расшифровка аббревиатуры ЛЮРС ("Любители русской словесности").
           Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

 
                                 Примеры лексических явлений.
               В предложении 10 употреблён фразеологизм "наваливалась тоска". Фразеологизмы -- это устойчивые сочетания слова, придающие речи образность, выразительность. Используемый автором фразеологизм очень точно характеризует эмоциональное состояние мальчика, который тоскует по дому, потому что никогда ещё до этого не разлучался с семьей. Ему тяжело оттого, что все кругом чужое и враждебное, что он постоянно недоедает и просвета никакого в жизни нет. Фразеологизм помогает автору сказать обо всем этом кратко и вместе с тем эмоционально выразительно.
         В предложении 3 употреблено разговорное слово "шпарил", которому в данному тексте соответствует стилистически нейтральный синоним говорил. Употребление разговорного слова придает тексту образность, точность. Герой, прекрасно зная правила и французские слова, произносил их быстро, со спешкой -- именно шпарил, а не просто говорил.
          И наконец третий пример лексического явления из текста В. Распутина. В каком значении употреблено слово "колено" в предложении 2? Понятно, что в значении поколение.   В русском языке есть однозначные и многозначные слова. Значение многозначного слова определяется в контексте. В данном случае имеется в виду: колено -- значит поколение.
                        Примеры грамматических явлений.
            В данном тексте используются предложения с однородными членами: с однородными обстоятельствами (предложение 3), однородными сказуемыми (предложение 15). Однородные члены помогают охарактеризовать предмет, признак или действие конкретно, точно и образно.
                   Предложение 19 в данном тексте бессоюзное. Первая часть в нем безличное предложение, вторая -- личное двусоставное и третья -- определенно-личное. Использование этих конструкций точно передаёт мысли героини, позволяет лаконично и эмоционально выразить то, о чём она думает, заявить о своем решении безапелляционно
 
 
 

 
                                  Образец №1.
«Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»,-утверждает писатель К.Г.Паустовский. Действительно, трудно не согласиться с этим высказыванием. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен. Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике. Многие слова имеют несколько значений, в том числе и переносных. Это можно рассмотреть на примере данного текста..
         Здесь слова разговорной лексики (предложение 12)-пошушукались ; слова эмоционально окрашенные (предложение 11) – бабуля. Говоря о детях, автор использует не только слова нейтральной лексики, но книжной (предложение 43) – делегация. Тем самым делает акцент на деловом тоне визита школьников. В предложении 53 автор использует метафору «письма вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа».
            Русскому языку свойственно богатство средств словообразования. Обилие суффиксов используемых автором, придает словам различные оттенки: ласкательности (бабуля, Танечка); уменьшения (ребятишки, листочки). В предложении 17 слово «листочки» усиливает значимость писем для пожилой женщины. Таким образом, справедливым является утверждение Паустовского, что « нет ничего такого…, чего нельзя было бы выразить русским словом».
                                           Образец №2.
Известный филолог Л.В.Успенский утверждал: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка». Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Чтобы рассмотреть данные высказывания, нужно вспомнить, что такое язык, для чего он служит.
          Язык состоит из множества слов. Образует предложения, при построении которых следует учитывать не только лексическое значение слов, но грамматическое, то есть значение падежа, рода, числа, лица ( или Обычно слово имеет несколько грамматических значений).Например слово «ночь» в 6 предложении употребляется в родительном падеже единственного числа (ночи), в предложении 8 – в дательном падеже множественного числа (по ночам), в предложении 21 - в винительном падеже единственного числа.
     Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи. Она служить для передачи дополнительного смысла. Например, автор употребляет восклицательные предложения (16, 18, 23,25), которые передают эмоциональное состояние героя. А для передачи внутреннего состояния человека - безличные предложения – «На душе потеплело» (предложение 24), «Как много и мало нужно человеку для счастья» (предложение 25).
          Итак, справедливым является высказывание Л.Успенского: «……..» Или ,что лексическое и грамматическое значения слова тесно связаны между собой.
                                                Образец №3.
            Известный русский писатель К.Г Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию». Я согласна с этим утверждением и попробую доказать это на примерах из прочитанного текста. Красочен и выразителен русский язык, богат различными изобразительно- выразительными средствами.
          Эпитеты придают тексту некую патетичность, эмоциональную окраску и живо характеризуют предмет. Так в предложении №2 встречается словосочетание «бесстрастные глаза». Оно ясно и ярко показывает настроение героя его отношение к происходящему. Во многих словах русского языка выразительность фонетических средств лучше объясняет их значение и характер. Словосочетание «шаркающая походка» явно демонстрирует звучность действия. Это возможно благодаря обилию глухих звуков в слове «шаркающая» (предложение 15).
            Действительно, многие слова в русской речи ярко и эмоционально характеризуют предметы, их признаки и действия.
 
                               Образец №4.
        Известный русский писатель К.Г Паустовский утверждал:«Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Я согласна с мнением автора и попробую доказать это на конкретных примерах.
                      Лексика - это словарный состав языка, это все слова, которые люди используют в своей речи. В данном тексте встречается разговорное слово «ошалело» (предложение 21). Оно передаёт настроение и характер героя, показывает его отношение к поведению старухи, ведь он такого не ожидал. В предложении 30 автор использует слово «люта». Это слово сейчас редко используется в нашей речи, и, на мой взгляд, его можно рассматривать как архаизм. Люта значит зла, сурова. Это слово воспроизводит жестокую атмосферу далеких военных лет.
                     Действительно, с помощью русского слова можно выразить любую мысль, охарактеризовать любой предмет и действие. Передать тончайшие движения человеческой души.
                           
 
               Образец №5
         «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев»,- такое утверждение мы находим в энциклопедии. Чтобы рассмотреть данное высказывание, нужно вспомнить, что такое диалог. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Такая речь имеет несколько особенностей. Во-первых, большую роль при разговоре имеет интонация, которая выражает эмоциональное состояние героя. Например, предложение 38 передает переживание Лиса из-за расставания с Маленьким принцем. Во –вторых, интересна тема беседы. Маленький принц и Лис говорят о дружбе, сердечности взаимоотношений. Именно эта мысль заложена в предложении 52: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
           Итак, мы убедились в том, что ранимость и душевность можно подчеркнуть с помощью мимики, интонации и темы разговора.
 
                  Образец №6 
            «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»,- утверждает писатель К.Г.Паустовский. Действительно, трудно не согласиться с этим высказыванием.
          Русский язык чрезвычайно богат, и богатство его проявляется в лексике, которая позволяет говорящему найти точное слово для выражения своих чувств, эмоции. Выбор точной детали зависит от стиля речи. Данный текст относится к художественному стилю речи, особенностью которого является образность. Например, в предложении 6, описывая состояние собаки, ожидающей хозяина, автор использует синоним к слову «неподвижно»- «в странном оцепенении», которое более точно передает чувства.
               Также для художественного стиля характерно использование однородных членов. Так в предложении 3 картину безмолвия, царящего вокруг, рисуют слова: «Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо…и беззвучно откатывались…»      
             Таким образом, справедливым является утверждение Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».



1. Роль вводных слов и предложений
     Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
     Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).
     А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
     В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
     Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.


3. Роль однородных членов предложения в речи
     Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
     Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).
     Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).
     В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).
     Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.


4. Роль риторических вопросов в тексте
     Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
     Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).
     Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).

     Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.


5. Роль средств выразительности в речи
     В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
     Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
     Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
     Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
     Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.

6. Роль архаизмов в речи
     Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
     Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
     Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
     Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

7. Разряды и функции частиц в русском языке
     Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

     Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
     Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
     Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
     Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.

8. Зачем нужно двоеточие?
     Знаки препинания появились намного поз­же, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечата­ния.
     «Зачем нужны знаки препинания? — недо­умевают некоторые мои сверстники и гово­рят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки...». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополни­тельную информацию, которую нельзя вы­разить словами, ведь она касается высказы­вания в целом.
     Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-пер­вых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причи­ну того, о чем сообщалось в первой части.
     Во-вторых, этот знак помогает увидеть та­кие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
     В-третьих, двоеточие — письменный сиг­нал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, пос­ле знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
     Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «су­ществуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фра­зе легкость и правильное звучание».


9. Зачем нужно тире?
     Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью ин­тонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
     Тире, как любой знак препинания, помога­ет определить границы синтаксических еди­ниц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать ин­тонацию.
     Так, в предложении 14 тире отмечает на­чало и конец такого синтаксического отрез­ка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуе­мого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередо­вания, тождества, противоположности, сле­дования (внезапного или закономерного).
     Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предло­жении 27 тире реализует значение противо­положности: «Столько лет смотрел на карти­ну, а не догадался».
     Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в пред­ложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
     Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его упо­треблять Н. М. Карамзин), это очень нуж­ный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.

10. Зачем нужна орфография?
     Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: "И зачем нужна эта орфография! Ведь и без неё слова понятны!" Оказывается, не всегда.
     Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово "пора" (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: "пара". Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание.
      Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает  правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!

 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz